При всех санкциях, наложенных Западом на Россию, Москва все еще, безусловно, остается одним из крупнейших его торговых и инвестиционных партнеров. Текущие санкции запрещают экспорт лишь небольшого количества услуг и технологий, но никак не ограничивают большую часть внешней торговли с Западом. И, в частности, они не ограничивают энергетический экспорт России в Европейский союз, пишет журнал .
Причем главная составляющая этого экспорта – нефть, а вовсе не газ. В целом, около 40% государственного бюджета России состоят из доходов от экспорта сырой нефти и менее чем 10% — от поставок природного газа. При этом большая часть нефти и газа идет на рынки ЕС через трубопроводы, поскольку у России нет ни супертанкеров, ни соответствующей инфраструктуры, чтобы экспортировать большие объемы нефти по морю.
В отличие от исключения России из платежной системы SWIFT, эмбарго на ввоз нефти в ЕС создало бы препятствие, которое Кремль не смог бы легко обойти. В то время как у России может быть «План Б» на случай, если его банки больше не смогут использовать SWIFT, страна не способна быстро перенаправить свои нефтяные маршруты, поскольку полагается в основном на трубопроводы.
Кроме того, Европа не так уж сильно зависит от российской нефти. Ее вполне можно заменить сырьем, поставляемым откуда-нибудь с помощью танкеров. Безусловно, Россия могла бы найти способ экспортировать ее нефть другим потребителям. Но все же, по крайней мере, на некоторое время Москва столкнулась бы с огромными логистическими, инфраструктурными, юридическими и финансовыми проблемами.
Россия, конечно, в конце концов справилась бы с такой задачей. Но для этого потребовалось бы много месяцев, если не годы серьезной подготовки и значительных инвестиций в инфраструктуру, чтобы все работало нормально. Но даже потом такой экспорт был бы значительно дороже, чем простая перекачка нефти от Сибири до ЕС через существующую восточноевропейскую систему трубопроводов. Иначе Москва сама давно бы это сделала безо всяких санкций.
Да, ряд нефтеперерабатывающих заводов Евросоюза полагается на российскую нефть, но в целом экономика ЕС не зависит от импорта из России. Финансовые убытки Евросоюза в результате введения эмбарго были бы весьма значительными, но ЕС в состоянии ограничить эти потери, предлагая поддержку НПЗ, которые пострадали бы больше всего.
Кроме того, американский Конгресс может поддержать такие санкции, сняв собственный запрет на экспорт нефти. Американская нефть на мировом рынке ослабила бы бремя эмбарго для Европейского союза и усложнила бы России поиски замены европейскому рынку.
Относительно эффективности эмбарго на ввоз нефти скептики утверждают, что история предыдущих экономических санкций показывает их ограниченное или, по крайней мере, медленное политическое воздействие. Все же нынешний уровень жизни в России, социальные расходы, потребление, промышленность, структура бюджета, инфраструктура и степень интеграции в мировую экономику несопоставимы с иранскими или кубинскими.
Другие аналитики предупреждают, что Кремль может шантажировать Европу поставками газа, угрожая ограничить экспорт. И надо признать, в этом случае Евросоюзу пришлось бы туго, поскольку доставка издалека больших объемов газа технологически намного сложнее, чем перевозка нефти. Однако обширная восточноевропейская система газопроводов создает взаимозависимость, а не одностороннюю европейскую зависимость от России. Российской компании «Газпром» рынок ЕС нужен не меньше, чем Евросоюзу — поставки «Газпрома».
В общем, сложностей было бы много у всех. Но если бы Евросоюз собрал волю в кулак, он бы смог заставить эмбарго на ввоз нефти работать. Но в данный момент такая мера выглядит предельно дорогой и политически маловероятной.
|